Язык Си

       

C. Перечень изменений


С момента публикации первого издания этой книги определение языка Си претерпело изменения. Почти все нововведения - это расширения исходной версии языка, выполненные так, чтобы сохранилась совместимость с существующими программами; некоторые изменения касаются устранения двусмысленностей первоначального описания, а некоторые представляют собой модификации, привнесенные существующей практикой. Многие из новых возможностей, впоследствии принятые другими разработчиками Си-компиляторов, были первоначально объявлены в документах, прилагаемых к компиляторам. Комитет ANSI, подготавливая стандарт языка, включил большинство этих изменений, а также ввел другие значительные модификации. Некоторые коммерческие компиляторы реализовали их еще до выпуска официального Си-стандарта.

В этом приложении сведены воедино различия между языком, определенным в первой его редакции, и той его версии, которая принята в качестве стандарта. Здесь рассматривается только сам язык; вопросы, относящиеся к его окружению и библиотеке, не затрагиваются. Хотя последние и являются важной частью стандарта, но, поскольку в первом издании не делалось попытки описать среду и библиотеку, с соответствующими стандартными элементами сравнивать практически нечего.

  • В стандарте более тщательно, по сравнению с первым изданием, определено и расширено препроцессирование: в его основу явно положены лексемы; введены новые операторы для "склеивания" лексем (##) и создания символьных строк (#), а также новые управляющие строки, такие как #elif и #pragma; разрешено повторное определение макроса с той же последовательностью лексем; отменена подстановка параметров внутри строк. Разрешено "склеивание" строк с помощью знака \ в любом месте, не только в строках и макроопределениях (см. ).
  • Минимальное число значимых символов всех внутренних идентификаторов доведено до 31; для идентификаторов с внешней связью оно остается равным 6; буквы нижнего и верхнего регистров не различаются. (Многие реализации допускают большее число значимых символов.)

  • Для знаков #, \, ^, [, ], {, }, |, ~, которых может не быть в некоторых наборах символов, введены трехзнаковые последовательности, начинающиеся с ?? (см. ). Следует заметить, что введение трехзнаковых последовательностей может повредить значения строк, в которых содержатся ??.


  • Введены новые ключевые слова (void, const, volatile, signed, enum), а мертворожденное слово entry из обращения изъято.


  • Для символьных констант и строковых литералов определены новые эскейп- последовательности. Объявлено, что появление за \ символов не из принятых эскейп-последовательностей приводит к непредсказуемому результату (см. .).


  • Узаконено полюбившееся всем тривиальное изменение: 8 и 9 не являются восьмеричными цифрами.


  • Введен расширенный набор суффиксов для явного указания типов констант: U и L - для целых и F и L - для типов с плавающей точкой. Уточнены также правила определения типа для констант без суффиксов ().


  • Объявлено, что соседние строки конкатенируются.


  • Предоставлены средства, позволяющие записывать строковые литералы и символьные константы из расширенного набора символов ().


  • Объекты типа char (как и объекты другого типа) можно специфицировать явно со знаком или без знака. Исключается использование словосочетания long float в смысле double, но вводится тип long double для чисел с плавающей точкой повышенной точности.


  • С некоторых пор доступен тип unsigned char. Стандарт вводит ключевое слово signed для явного указания, что объект типа char или другого целочисленного типа имеет знак.




  • Уже несколько лет в большинстве реализаций доступен тип void. Стандарт вводит void * в качестве типа обобщенного указателя; раньше для этой цели использовали char *. Одновременно вступают в силу правила, по которым запрещается без преобразования типа "смешивать" указатели и целые или указатели разных типов.


  • Стандарт устанавливает минимальные пределы диапазонов арифметических типов, предусматривает заголовочные файлы <limits.h> и <float.h>, в которых помещаются эти характеристики для каждой конкретной реализации.




  • Перечисление - новый тип, которого не было в первой редакции.


  • Стандарт заимствует из C++ способ записи квалификатора типа, в частности квалификатора const ().


  • Вводится запрет на модификацию строк: это значит, что их разрешается размещать в памяти, доступной только на чтение (ПЗУ).


  • Изменены "обычные арифметические преобразования"; по существу, выполнен переход от принципа "для целых всегда превалирует unsigned; для плавающей точки всегда используется double" к принципу "повышение до минимального достаточно вместительного типа" (см. ).


  • Отменены старые операторы присваивания вроде =+. Каждый оператор присваивания теперь представляется одной отдельной лексемой. В первом издании оператор присваивания мог изображаться парой символов, возможно, разделенных символами-разделителями.


  • Компиляторам более не разрешается трактовать математическую ассоциативность операторов как вычислительную ассоциативность.


  • Введен унарный оператор + для симметрии с унарным -.


  • Разрешено использовать указатель на функцию в качестве ее именующего выражения без явного оператора * (см. ).


  • Структурами разрешено оперировать при присваиваниях, можно передавать структуры в качестве аргументов функциям и получать их в качестве результата от функций.


  • Разрешено применять оператор получения адреса & к массиву; результатом является указатель на массив.


  • В первой редакции результат операции sizeof имел тип int; во многих реализациях он заменен на unsigned. Стандарт официально объявляет его зависимым от реализации, но требует, чтобы он был определен в заголовочном файле <stddef.h> под именем size_t. Аналогичное изменение было сделано в отношении типа разности указателей) который теперь выступает под именем ptrdiff_t (см. и ).


  • Запрещено применять оператор получения адреса & к объекту типа register даже тогда, когда данный компилятор не располагает его на регистре.


  • Типом результата операции сдвига является тип ее левого операнда; тип правого операнда на повышение типа результата влияния не оказывает (см. ).




  • Стандарт разрешает адресоваться с помощью указателей на место, лежащее сразу за последним элементом массива, и позволяет оперировать с такими указателями, как с обычными, см. .


  • Стандарт вводит (заимствованный из C++) способ записи прототипа функции с включением в него типов параметров и явного указания о возможности их изменения и формализует метод работы с переменным списком аргументов. (см. , , .) С некоторыми ограничениями доступен и старый способ записи.


  • Стандартом запрещены пустые объявления, т. е. такие, в которых нет объявителей и не объявляется ни одной структуры, объединения или перечисления. Однако объявление с одним тегом структуры (или объединения) переобъявит ее даже в том случае, если она была объявлена во внешней области действия.


  • Запрещены объявления внешних данных, не имеющие спецификаторов и квалификаторов (т. е. объявления с одним "голым" объявителем).


  • В некоторых реализациях, когда extern-объявление расположено во внутреннем блоке, его область видимости распространяется на остальную часть файла. Стандарт вносит ясность в эту ситуацию и объявляет, что область видимости такого объявления ограничена блоком.


  • Область видимости параметров "вставляется" в составную инструкцию, представляющую собой тело функции, так что объявления на верхнем уровне функции не могут их "затенить".


  • Несколько изменены именные пространства идентификаторов. Всем тегам структур, объединений и перечислений стандарт выделяет одно именное пространство; для меток инструкций вводится отдельное именное пространство (см. ). Кроме того, имена элементов связаны со структурой или объединением, частью которого они являются. (С некоторых пор это общепринятая практика.)


  • Допускается инициализация объединения; инициализатор относится к первому элементу объединения.


  • Разрешается инициализация автоматических структур, объединений и массивов, хотя и с некоторыми ограничениями.


  • Разрешается инициализация массива символов с помощью строкового литерала по точному количеству указанных символов (без '\0').


  • Управляющее выражение и case-метки в switch могут иметь любой целочисленный тип.


    Содержание раздела