Язык Си



         

Битовые поля


При дефиците памяти может возникнуть необходимость запаковать несколько объектов в одно слово машины. Одна из обычных ситуаций, встречающаяся в задачах обработки таблиц символов для компиляторов, - это объединение групп однобитовых флажков. Форматы некоторых данных могут от нас вообще не зависеть и диктоваться, например, интерфейсами с аппаратурой внешних устройств: здесь также возникает потребность адресоваться к частям слова.

Вообразим себе фрагмент компилятора, который заведует таблицей символов. Каждый идентификатор программы имеет некоторую связанную с ним информацию: например, представляет ли он собой ключевое слово и, если это переменная, к какому классу принадлежит: внешняя и/или статическая и т. д. Самый компактный способ кодирования такой информации - расположить однобитовые флажки в одном слове типа char или int.

Один из распространенных приемов работы с битами основан на определении набора "масок", соответствующих позициям этих битов, как, например, в

#define KEYWORD 01 /* ключевое слово */ #define EXTERNAL 02 /* внешний */ #define STATIC 04 /* статический */

или в

enum { KEYWORD = 01, EXTERNAL = 02, STATIC = 04 };

Числа должны быть степенями двойки. Тогда доступ к битам становится делом "побитовых операций", описанных в (сдвиг, маскирование, взятие дополнения). Некоторые виды записи выражений встречаются довольно часто. Так,

flags |= EXTERNAL | STATIC;

устанавливает 1 в соответствующих битах переменной flags,

flags &= ~(EXTERNAL | STATIC);

обнуляет их, a

if ((flags & (EXTERNAL | STATIC)) == 0) ...

оценивает условие как истинное, если оба бита нулевые.

Хотя научиться писать такого рода выражения не составляет труда, вместо побитовых логических операций можно пользоваться предоставляемым Си другим способом прямого определения и доступа к полям внутри слова. Битовое поле (или для краткости просто поле) - это некоторое множество битов, лежащих рядом внутри одной, зависящей от реализации единицы памяти, которую мы будем называть "словом". Синтаксис определения полей и доступа к ним базируется на синтаксисе структур. Например, строки #define, фигурировавшие выше при задании таблицы символов, можно заменить на определение трех полей:

struct { unsigned int is_keyword : 1; unsigned int is_extern : 1; unsigned int is_static : 1; } flags;




Содержание  Назад  Вперед